Поделитесь этой страничкой

30 сент. 2021 г.

Живи преподаваючи! – Князева Надежда Алексеевна.

Князева Надежда Алексеевна, преподаватель, Болотнинский педагогический колледж, г. Болотное.

Путешествие, которое запомнилось на всю жизнь.

Мне 71 год, 50 лет отдано образованию, из которых десять проработала учителем в сельской школе и сорок лет преподаю в педагогическом колледже. Получается, что в трудовой книжке у меня всего две записи об увольнении и принятии на новую работу.

По годам прожита большая жизнь, но, как скорый поезд, она промчалась быстро, и не успела оглянуться, как мне исполнилось семьдесят. Столько было когда-то моей маме в 1982 году, когда она переехала ко мне на постоянное житье. Тогда мне казалось, что мама старенькая, и я очень боялась за ее жизнь.

Часто вспоминаю детские годы, юность. Вот память уносит в далекие 70-е годы. Они были для меня яркими, наполненными учебой, работой, знакомствами, путешествиями. Я  была  молода, энергия била ключом, хотелось узнать и обнять весь мир. Мои друзья были такими же, поэтому каждый свой отпуск старались провести в новом месте, знакомились с разными людьми, бытом, культурой  и историей района.  Уезжали  на Алтай или на Кавказ, отдыхали на Балтике, Черном море, по комсомольским путевкам ездили в соцстраны.

Пожиток у нас было мало, собирались в поездку быстро. В дороге приключалось всякое: теряли вещи, путали чемоданы, бывало, уезжали не в ту сторону. Но одно путешествие запомнилось больше всего, и когда встречаюсь со своей подругой Тамарой, вспоминаем и переживаем эту поездку, сейчас, конечно, с юмором.

С Тамарой я познакомилась в доме наших общих знакомых. Она приехала из Молдавии, поступила на заочное отделение  в пединститут и устроилась учителем географии и биологии в сельскую школу Коченевского района Новосибирской области. Дружба завязалась крепкая, вот уже ей будет скоро пятьдесят лет. С подругой  мы неоднократно ездили летом в гости к её родителям в село Кайраклию Болградского района. Как же нам там было хорошо! Мы объедались виноградом, помидорами, яблоками, ловили раков в затоне, ходили в гости к ее бывшим  школьным товарищам. Везде нас угощали молодым вином, брынзой, абрикосами. Вот и следующий отпуск мы планировали провести там же, но почему-то сразу все пошло не так.

Накануне  отъезда  договорились встретиться с Тамарой в доме моих родителей в Поваренке. Решили переночевать и утром доехать до неё на автобусе, забрать чемодан с вещами, на следующем рейсе доехать до Коченево, заскочить в мою квартиру и затем на электричке добраться до аэропорта в Толмачево.

Ночью прошел ливень, грунтовую дорогу размыло. Никакой  транспорт в Коченево не шёл. Понемногу мы начали нервничать. Вернулись домой к родителям. Запрягли лошадь, мама побросала в телегу  всякие покрывала и под проливным  дождем двинулись через лес, напрямки, в село к Тамаре. Кое-как доехали. Что делать дальше?!

Тамара побежала по знакомым трактористам, один согласился нам помочь, и мы забрались в прицеп его "Белоруса". Дождь лил не переставая, всю дорогу нас забрасывало грязью, телегу  кидало из стороны в сторону, мы  держались за её борта, чтобы не выпасть. Время уходило. Чтобы успеть на самолет, оставалась одна электричка. Тракторист сократил путь и остановился за железнодорожными путями. До вокзала надо было еще бежать, и мы, грязные и мокрые, рванули под все поезда, что были на путях.

Наша электричка уже стояла. Тамара сразу побежала на вокзал, купила билеты, заскочила в вагон и держала руку на стоп-кране. А я помчалась на квартиру – надо же было еще взять свои вещички. Заскочила, схватила чемодан, как следует не застегнула, по дороге все вывалилось, засунула вещи снова, опять побежала, успела заскочить в вагон, как электричка тронулась. Слава Богу, успели доехать до аэропорта, сели в самолет. Долетели до Одессы, погуляли по городу, успели  искупаться в Черном море. На такси доехали до Вулканешт, на автобусе до Болграда, оттуда на мотоцикле уже ночью добрались до села. Отпуск был замечательный, объехали почти всю Молдавию и часть Украины. Были в Рени, Измаиле, Камрате, Кагуле, Тараклии,  Кишиневе.

Радушные Тамарины родители в обратную дорогу собрали гостинцы: полные чемоданы яблок и груш, в дорожные  портфели  положили килограммов по пять винограда. Еще с нами был крутой транзистор "Спидола". Как же без него! Так как общая ноша была большой и тяжелой, всю одежду  мы отправили почтовыми посылками домой, остались в легких платьях и с небольшой суммой денег на руках.

Из Кишенева в Новосибирск надо было лететь транзитом через Москву. Долетели хорошо, высадились во Внуково, доехали с нашим багажом до Домодедово. И вот тут началось самое главное, что до сих пор стоят живые картинки в глазах.  Во- первых, Москва встретила нас ветерком и температурой в 11 градусов, и мы в своих летних платьишках сразу замерзли до посинения.

Стояли последние дни августа, все пассажиры после летних отпусков летели домой. В аэропорту был самый настоящий человеческий муравейник. Были заполнены чемоданами и тюками проходы между рядами сидений, все пространства на лестницах и под ними. Рейсы не отправляли по несколько дней, люди с детьми по неделе и больше не могли улететь. Пошли сразу в справочную, отстояли очередь, услышали: «Ваш рейс будет завтра  в 11 утра».

Впереди целый день. Решили заполнить время посещением памятных мест. Сдали  чемоданы, транзистор и портфели в камеру хранения и поехали на Выставку достижений народного хозяйства, затем на Красную площадь. На Красной площади познакомились с молодым человеком, он нас сфотографировал, затем выслал фотки по адресу, заметьте, без всяких денег. Такое было время! Смотрю на фотографии: две девушки на Красной площади, радостные, молодые, в открытых платьицах, смеются, довольные.

Вечером вернулись в аэропорт. Людей только прибавилось. Мы находились, намёрзлись, проголодались, хотелось на что-нибудь присесть, а лучше прилечь. В какой-то момент заметили, что из уголка под лестницей выползают люди, целая семья. Мы не растерялись и юркнули на освободившееся место. Как хорошо нам было, когда   улеглись  на газетки и как завидовали нам люди, заглядывавшие в наш уголок.

В 9. 00 мы забрали свои чемоданы и пошли в справочное, чтобы подтвердить время вылета. Что же мы услышали: «Ваш самолет улетел в 6.00». Это был шок, гром, растерянность, медленное осознание беды. Потащились к дежурному диспетчеру. Очередь к нему была огромная, человек сто или больше, все шумели, дети плакали. Часок мы постояли, заменяя друг друга. Потом решили найти начальство покруче и как-то надавить на жалость. Увидели в конце коридора табличку «Начальник  аэропорта».

Сейчас уже не вспомнить, может,  другой какой начальник, только к нему никого не было, и мы зашли в кабинет. Представительный дядя в красивой форме выслушал нас, взял билеты, расписался, поставил печать и сказал «Ищите свой самолет на табло». И вот мы целый день простояли у табло. Наконец, поздно вечером, к 23 часам, увидели долгожданный рейс до Новосибирска.

На посадку нас пропустили, указали, где стоит наш самолет. А стоял он очень далеко! Как мы бежали по длинному терминалу, потом по лётному полю, по темноте, напрямик, не обращая внимания на другие самолеты. Какой-то водитель бензовоза, видя двух сумасшедших девушек, несущихся  по полю с большими чемоданами, притормозил и предложил подвезти их. Мы  поставили чемоданы и портфели на ступеньки и бежали следом за ним. Все пассажиры были уже на местах, стюардесса  пропустила нас, и трап отъехал.

На высоте в самолете было холодно, но ещё больше мы хотели есть и ждали, когда же начнут кормить. Наконец, начали развозить подносы, но нам ничего не предложили, так как мы были на птичьих правах. В довершение всего, виноград дал сок, под портфелями образовалась лужица.  Как мы только их не заталкивали поглубже под сиденья, все равно на ковровой дорожке расползлось пятно. Хорошо хоть нас не поругали и не выкинули из самолета. В Новосибирске мужчины помогли вынести чемоданы, заметив при этом, уж не кирпичи ли мы везём, такие они были тяжелые!

PS: Подруга моя ростом 1.54, а моя мама чемодан не могла сдвинуть с места! Вот такие мы были, вот такое было время, очень замечательное!