Поделитесь этой страничкой

22 янв. 2021 г.

Искусство в формировании личности ребенка как запрос XXI века.

Жданова Александра Дмитриевна, аспирантка, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. В. Шукшина, РФ, г. Бийск.

Аннотация. В статье, с учетом современных тенденций в образовании, рассматриваются актуальные вопросы роли искусства в формировании личности ребенка раннего возраста в условиях семейного обучения.

Ключевые слова: искусство, личность ребенка, дошкольное образование, семейное образование, семейное обучение, семья.

Сегодня общество, столкнувшись с существенными изменениями во многих сферах жизни, предъявляет новые требования к современному человеку. Очевидно, что акценты смещаются к способности к взаимодействию и коммуникации, к умению критически мыслить, быстро думать, перестраиваться, делать выводы, находить новые решения, предугадывать, быть на шаг впереди, то есть, в сторону творческого подхода к делу.

Можно ли сказать, что искусство призвано оформить сложность современного общества? Отвечая положительно на этот вопрос, полагаем, стоит отметить “выгоды” искусства. Занятия им есть развитие проектного мышления, творческих способностей и одновременно высоких моральный качеств. Искусство учит думать и работать руками одновременно. Искусство – это развитие фантазии, речи, расширение словарного запаса и кругозора. Но самой главной “выгодой”, на наш взгляд, является то, что воспитание музыкой, живописью, поэзией - это не воспитание музыканта, живописца или поэта, а воспитание человека. Можно сказать, что роль искусства в формировании личности современного ребенка заключается в изменении привыч-ного образа мысли, усложнении мышления, а значит и в усложнении общества.

«Создание творческой личности, - писал Л.С. Выготский еще более 90 лет назад, - устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, во-площающимся в настоящем» [Выготский, 1991, с. 79]. Однако, на современном этапе развития образования в целом и дошкольного образования в частности невозможно научить ребенка скорости, остроте мысли, логике, креативности только в рамках образовательных организаций.

По этому поводу, может быть, очень категорично, высказался С.Н. Дурылин: «Наука доказала, что искусство для ребенка - сильнейшая потребность, исходящая из его природы, и когда мы удовлетворяем эту потребность, мы не создаем ее, не искусственно вызываем, а только идем навстречу природе. Забывая об этой потребности, мы идем против природы, ее могучей воли пытаемся противопоставить свою - наше ремесленное производство детей, фабрикуемых нами в школах по столетним шаблонам» [Дурылин, 2020, с. 200]. Соглашаясь в целом с высказанной по-зицией, необходимо отметить, что саму готовность ребенка входить в культуру следует рассматривать как с операциональной, так и с мотивационной стороны. И если с задачей первой до недавнего времени справлялись дошкольное учреждение или педагог, то ценностно-смысловой стороной приобщения дошкольника к искусству должен заниматься значимый для ребенка взрослый. 

Не менее интересной нам показалась мысль, высказанная А.В. Клочко, которая полагает, что искусство и культура непосредственно связаны с мышлением и творчеством, с воображением, которое, в свою очередь, является одним из главных механизмов перевода предметного сознания ребенка, складывающегося в период до 3 лет в «материнской школе», в смысловое сознание, формирующееся в период 3-11 лет. Воображение помогает раздвинуть рамки жизненного пространства, превращая его в то самое «смысловое поле», которое обеспечивает ребенку чувство реальности бытия. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Именно с помощью значимого взрослого у ребенка складываются меха-низмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов [Клочко, 2003]. Этой же позиции, но с точки зрения нейрофизиологии, придерживается Т.В. Черниговская, считающая, что каждого маленького ребенка нужно учить му-зыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети. Ученый утвер-ждает, что у творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, какой ниже, какой короче, а какой длиннее - это подготовка к чтению, к письму, дальнейшей сложной когнитивной работе [Черниговская, 2018]. Музыка – это одно из самых важных, но не единственное человеческое умение. Живопись, поэзия, архитектура, театр и балет, даже мультипликация – всё это есть, и всё это является мощнейшими инструментами для развития детей.

Через живопись ребенок учится творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет свое восприятие реальности, иначе видит предметы и явления; учится различать нюансы, сравнивать и обобщать. Поэзия, как высшая форма речи, это уникальный инструмент развития ассоциативного мышле-ния, которое, в свою очередь, является ключом к пониманию математических, физи-ческих моделей и освоению других дисциплин.

Творческое начало и потребность в созидании возникает у дошкольников благодаря их игровой деятельности. «Игра ребенка, - пишет Л.С. Выготский, - не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [Выготский, 1991, с. 89]. Исследования (Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что игра детей-дошкольников способствует развитию у них творческого воображения особенно тогда, когда она осуществляется при умелом руководстве значимого взрослого, ведь только он, знающий ребенка как никто другой, способен сделать акцент на умении слышать, видеть и чувствовать.

Интересно пойти дальше, отмечая, что до многих современных родителей, воспитывающих ребенка в эпоху цифровизации образования, эту мысль не нужно доносить. Именно поэтому они все чаще выбирают для своих детей форму семейного образования. Важно то, что при таком подходе стираются границы дисциплин, а это позволяет говорить о возможностях такого образования в трансдисциплинарном контексте (концепт «трансдисциплинарность» был предложен в 1970 г. Жаном Пиаже в дискуссиях с Э. Янчем и А. Личнеровицем в рамках международной рабочей группы «Интердисциплинарность» - обучение и исследовательские программы в университетах»), в котором и наука, и искусство рассматриваются вместе и одновременно, несмотря на то, что наука и искусство - это совершенно разные способы и стратегии познания мира [Piajet, 1972, с. 144]. Можно полагать, что “двойная” сущность такого подхода является его преимуществом, которое пока слабо проанализировано именно как преимущество.

О целесообразности формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития говорится и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Стратегия, 2015]. При этом особое внимание уделяется условиям, связанным с выявлением и поддержкой индивидуальности, развитием творческого потенциала личности на всех уровнях образования, начиная с дошкольного.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Данилюк, Кондаков, Тишков, 2014] сформулированы воспитательные задачи, для решения которых дети вместе с родителями должны обращаться к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Следует отметить, что одной из значимых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [Приказ, 2013] также является восприятие и понимание произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Анализ современных исследований в области психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев и др.), педагогики (Ш.А. Амонашвили и др.), нейрофизиологии (Т.В. Черниговская и др.) показал, что ошибочно сводить эстетическое воспитание детей лишь к поверхностному знакомству с каким-то минимумом произведений искусства. Показателем сформированности подлинной эстетической культуры личности являются взгляды и вкусы только тогда, когда они стали частью психического склада, когда они влияют на нормы человеческого поведения, на характер жизненных стремлений и идеалов. Однако, культурно-эстетическое отношение не является врожденным качеством. Оно фор-мируется в процессе становления личности.

Если мы говорим об усложнении мышления, общества и его философии, то необходимо понимать, что ответить на этот общественный заказ невозможно без определенного арсенала новейших образовательных практик в области вовлечения детей в искусство. Понятно, что возможности приобщения дошкольников к культуре и искусству наиболее ярко раскрываются зачастую в семье, во внеурочной деятельности, а вовсе не в образовательных организациях. 

На основании всего вышесказанного мы делаем вывод о необходимости помочь родителям вовлечь детей в искусство, ведь в нынешней реальности, чтобы быть на шаг впереди, не достаточно, а иногда и не обязательно просто много знать. Необходимо уметь кое-что другое, и уметь как можно раньше. Можно полагать, что обозначенные проблемы являются актуальными и нуждаются в дальнейших исследованиях.

Литература.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
2. Дурылин С.Н. Раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Принцип свободы в педагогической деятельности (по трудам С.Н. Дурылина). М.: Амрита-Русь, ИД Шалвы Амонашвили, 2020. 224 с.
3. Клочко А.В. Воображение дошкольника: перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса (из опыта работы ДОУ №116). Авторский коллектив ДОУ №116 / Под научной редакцией А.В. Клочко. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. 136 с.
4. Черниговская Т.В. Как музыка делает людей умнее – объясняет Татьяна Черниговская. – URL: https://news.rambler.ru/other/41228611-kak-muzyka-delaet-lyudey-umnee-obyasnyaet-tatyana-chernigovskaya/ (дата обращения: 11.01.21)
5. Piajet J. L’epistemologie des relition interdisciplinaires. L. Apostel, G. Berger, A. Briggs and G. Michaud (ed). Interdisciplinairity: problems of teaching and research in universities. Paris, 1972.
6. Распоряжение Правительства РФ №996-р от 29 мая 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 14.01.2021)
7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспита-ния личности гражданина России: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. 23 с. 
8. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стан-дарта дошкольного образования» – URL: https://edu.ru/documents/view/57648/ (дата обращения: 14.01.2021)