Андреева Мария Петровна, ГБПОУ КК ТТКР, г. Тимашевск, Краснодарский край.
Ключевые слова: веб-квест, внеурочная деятельность, учебный предмет литература, интернет-платформы.
В настоящее время использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе – это требование времени. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в системе среднего профессионального образования. Дистанционная форма обучения, по сравнению с очной формой обучения, экономически более выгодна, более демократична, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т.д.
В настоящее время существует много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых преподаватели, мастера производственного обучения приобретают результативный способ формирования мотивации учения при дистанционном формате, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Одна из них – технология веб-квестов. Изучение, овладение и применение на практике этой технологии очень актуально, доступно и представляет интерес для обучающихся.
Использование в учебной деятельности технологии веб-квестов не только позволит преподавателю продемонстрировать свою компетентность, но и поможет вовлечь обучающихся в современный процесс обучения, который не ограничивается старой схемой: преподаватель – учебник – у обучающийся.
Формирование навыков информационной деятельности – задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Применением технологии веб-квестов на уроках литературы позволяют преподавателю достигать различных цели:
- развивать навыки информационной деятельности человека;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
- развивать навыки информационной деятельности человека;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Веб-квест (web-quest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и для длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – на семестр или учебный год).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах.
Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Выполняя веб-квест, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
В процессе защиты выполненных заданий по веб-квесту учащийся реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Учащийся учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения.
Преподаватель, готовый применять на практике веб-квесты, должен обладать ИКТ-компетентностью, уметь работать с пакетом MS Office, ориентироваться в сети Интернет. Подготовка данного вида деятельности проходит в несколько этапов:
1. Необходимо определить направлению веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.
2. Определить тему. Тема должна быть интересна не только для преподавателя, но и для обучающихся.
3. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.
4. Порядок (план) работы для каждой роли - инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
5. Критерии оценки веб-квеста.
1. Необходимо определить направлению веб – квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный веб-квест по нескольким предметам.
2. Определить тему. Тема должна быть интересна не только для преподавателя, но и для обучающихся.
3. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые, интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Ролей должно быть от 2 до 5.
4. Порядок (план) работы для каждой роли - инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
5. Критерии оценки веб-квеста.
Самое главное в квесте - это путешествие обучающихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Преподавателю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут обучающимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск преподавателем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.
Следующий этап включает в себя следующие подготовительные шаги: этап.
1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
2. Выбор формы, в которой ученики получат задание - в виде презентации; в виде текста; наглядный материал.
1.Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
2. Выбор формы, в которой ученики получат задание - в виде презентации; в виде текста; наглядный материал.
Для прохождения веб-квестов можно использовать как готовые интернет-платформы по прохождению веб - квестов, так и адаптированные квестовые задания, размещенные на популярных интернет сайтах, в социальных сетях и мессенджерах.
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации, оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации, оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Веб-квесты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.
В долговременных веб-квестах образовательная цель другого уровня: учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год.
Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. Ребята довольны.