Новоселова Елена Александровна, Погорелая Галина Сергеевна, ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж», город Краснодар.
Аннотация: в данной статье рассматривается важность координационных способностей для хореографии. Обосновывается актуальность понятия «хореографическая координация» как отдельная специфическая способность, способности к согласованию, ритму, ориентированию и устойчивости. Дан анализ развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Обозначен принцип специфичности развития координационных способностей, заключающий в себе развитие всех видов координации в почитании с музыкой и артистизмом.
Ключевые слова: преподавание хореографических дисциплин, физическое и эстетическое воспитание, молодой педагог, координационные способности, хореографическая координация, дети дошкольного возраста.
Начиная с дошкольного возраста у детей активно формируются различные двигательные навыки и функции, необходимые для продуктивной повседневной жизнедеятельности, которые необходимо сформировать своевременно. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [3 c.11].Еще Т.Ф.Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Начиная с дошкольного возраста у детей активно формируются различные двигательные навыки и функции, необходимые для продуктивной повседневной жизнедеятельности, которые необходимо сформировать своевременно. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [3 c.11].Еще Т.Ф.Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют свою специфику.
О важности координации в хореографии говорят многие педагоги-хореографы. Танцевальные упражнения развивают координационные способности. Танцы – это очень приятный виддеятельности. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции. Танцы помогают раскрыть ребенку себя и свои возможности. В комплексном развитии детей-дошкольников танцевальные упражнения играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка [8 с124]. Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. В первом случае, речь идет о том, что дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а также последующее воспроизведение движений через определенный промежуток времени. Что же касается развития дисциплинированности, то этого удается добиться за счет того, что в большинстве танцевальных программ для детей заложен ритм, который должен четко соблюдаться и только в этом случае есть возможность правильно выполнять упражнения. Кроме того, регулярность занятий танцами, к которым привыкает дошкольник, приводит к формированию такого жизненно важного качества как обязательность, пунктуальность и многим другим. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным.
Именно поэтому важной задачей молодого педагога-хореографа является способствовать гармоничному и последовательному развитию каждой из сфер, включая навыки координации. В связи с этим, молодому педагогу-хореографунеобходимо грамотно простроить структуру занятия, с учётом возрастных ииндивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задача развития координации охватывает большой круг возможностей для ее реализации и ставит перед собой обширные цели, являясь при этом важнейшим и необходимым направлением в структуре построения урока.
Координационные навыки и способности необходимы каждому человеку для правильного выполнения различных двигательных действий в повседневной жизни с раннего возраста.
Координированность - результат согласованного сочетания движений в зависимости от поставленной задачи, состояния организма и условий деятельности.
Координацию можно разделить на три вида:
1. нервная координация - мышечное напряжение происходящее посредством согласования нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи;
2. мышечная координация – управляется с помощью нервной координации, заключается в последовательном напряжении мышц, передающих необходимые команды от нервной системы;
3. двигательная координация - сочетание движений тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.
1. нервная координация - мышечное напряжение происходящее посредством согласования нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи;
2. мышечная координация – управляется с помощью нервной координации, заключается в последовательном напряжении мышц, передающих необходимые команды от нервной системы;
3. двигательная координация - сочетание движений тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.
Степень развитости координации непрерывно влияет на работу организма, а именно на такие факторы, как:
- умение ориентироваться в пространстве;
- развитость равновесия;
- навык успешно комбинировать движения;
- способность двигаться в заданном ритме;
- способность к рациональному расслаблению мышц;
- упругая податливость мышц.[2 с.45]
- умение ориентироваться в пространстве;
- развитость равновесия;
- навык успешно комбинировать движения;
- способность двигаться в заданном ритме;
- способность к рациональному расслаблению мышц;
- упругая податливость мышц.[2 с.45]
Самые первые навыки координации закладываются на начальном этапе освоения хореографии.
Как уже было сказано выше координация — это умение своевременно согласовывать движения различных частей тела с целью выполнения заданного движения. В хореографии, в отличие от физкультуры и спорта, принято разделять: координацию, апломб, чувстворитма. Апломб –уверенная, свободная папа исполнения. Умение сохранить в равновесии все части тела. А. Я. Вагановоа в своей книге «Основы классического танца» трактовала «апломб» как равновесие и манеру.Чувство ритма и музыкальность – без них немыслим ни единый шаг, ни малейшее движение. Координация – совместное упорядочение, то есть взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие [1 с. 189].
В хореографии постоянно употребляют слова: корпус, руки, ноги, голова. Это связано с тем, что на начальном этапе изучения существует понятие постановки корпуса, головы, рук, ног.
Движения корпуса, головы, рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть одноимёнными - движения совпадают по направлению, разноименными - движения исполняются в разных направлениях.
На уроках хореографии наиболее просто согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные, в то время как более трудными являются поочерёдные движения. Для постепенного развития координации на уроках хореографии следует учитывать принцип нарастание сложности в ходе изучения основных движений в хореографии.
Основными задачами воспитания координационных способностей на уроках хореографии являются:
- освоение новых двигательных действий при выполнении разнообразных упражнений на координацию;
- совершенствование выполнения двигательных танцевальных операций и практическое применение в разных обстоятельствах для полноценного координационного развития организма;
- формирование специфических координационных навыков (пространственная ориентация, разделение пространственных, силовых и временных фаз выполнения танцевальных движений, развитие чувства ритма, равновесия, точности движений);
- формирование и развитие физических и психических процессов организма, занимающихся анализом движений, их координацией и контролем.
- освоение новых двигательных действий при выполнении разнообразных упражнений на координацию;
- совершенствование выполнения двигательных танцевальных операций и практическое применение в разных обстоятельствах для полноценного координационного развития организма;
- формирование специфических координационных навыков (пространственная ориентация, разделение пространственных, силовых и временных фаз выполнения танцевальных движений, развитие чувства ритма, равновесия, точности движений);
- формирование и развитие физических и психических процессов организма, занимающихся анализом движений, их координацией и контролем.
Частое выполнение двигательных упражнений способствует улучшению координации. Прежде всего, развивается способность к лучшему восприятию пространства и тела. Для развития координационных способностей выбирают такой уровень интенсивности нагрузки, который удовлетворял бы необходимости частого повторения задания. На занятиях можно выделить три этапа в воспитании ловкости и координации, применяемые в зависимости от имеющихся навыков обучаемого.
- Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное - точность движений;
- Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени;
- Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.
- Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное - точность движений;
- Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени;
- Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.
Задача развития координации охватывает большой круг возможностей для ее реализации и ставит перед собой обширные цели, являясь при этом важнейшим и необходимым направлением в структуре построения урока.
Развитие координационных способностей должно протекать в спокойной, способствующей сосредоточению атмосфере. Упражнения должны быть не только полезными, но и интересными для ребёнка. Воспитанники не должны быть усталыми, в противном случае они теряют способность к концентрации внимания. Улучшение координации способствует более эффективному развитию сенсомоторных качеств (восприятия). Сложность координационных движений необходимо увеличивать постепенно – по мере освоения движений.
Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог А. Я. Ваганова отмечает тесную взаимосвязь между музыкой и движением при одновременном их исполнении. Они объединяются поэтическим содержанием. Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.
Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.
При подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песенпонятных детям.
Развитие специфической «хореографической координации» - постепенность и комбинаторного всех перечисленных принципов на уроках хореографии. Развитие координационных способностей в сочетании с музыкой и артистизмом.
Анализ теории вопроса исследовательской работы показал, что развитие координационных способностей является приоритетным и неразрывно влияет на качество развитости других смежных физических качеств человека и качество его повседневной жизни, в целом.
Развитие координации требует концентрации на возрастных и индивидуальных особенностях конкретного человека, и будет невозможным без учета всех принципов обучения, необходимых для полноценного овладения координационными способностями. «Хореографическую координацию» можно определить как уникальную отдельную координационную способность, такую как: способность к согласованию, ритму, ориентированию, произвольному сокращению и расслаблению мышц, равновесию и устойчивости.
Литература:
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца: уч. Л.; Искусство. 1980. – с. 189.
2. Вандышев, В.И. Развитие координационных способностей на спортивно- оздоровительном этапе у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий [Текст]/И. В. Вандышев //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1 - с. 44-46.
3. Ильин, Е. П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления [Текст]/ Е. П. Ильин [и др.]//Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта.- Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 1 (35) - с. 35-38.
4.Лях В.И.. Координационные способности школьников// Теория и практика физической культуры. – 2000. - №1. – с. 11- 14
5. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков[Текст]/ Л.Д. Назаренко.- Москва:Теория и практика физической культуры, 2001.- с. 332.
6. Попова Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис... канд. пед. наук. – СПб., 1998. – с. 23.
7.Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – с. 124.
8.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.Са-Фи-Дансе – танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.:Детство-пресс, 2000. – с. 321.
Литература:
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца: уч. Л.; Искусство. 1980. – с. 189.
2. Вандышев, В.И. Развитие координационных способностей на спортивно- оздоровительном этапе у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий [Текст]/И. В. Вандышев //Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1 - с. 44-46.
3. Ильин, Е. П. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления [Текст]/ Е. П. Ильин [и др.]//Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта.- Санкт-Петербург, 2008. - Вып. 1 (35) - с. 35-38.
4.Лях В.И.. Координационные способности школьников// Теория и практика физической культуры. – 2000. - №1. – с. 11- 14
5. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков[Текст]/ Л.Д. Назаренко.- Москва:Теория и практика физической культуры, 2001.- с. 332.
6. Попова Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис... канд. пед. наук. – СПб., 1998. – с. 23.
7.Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – с. 124.
8.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.Са-Фи-Дансе – танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.:Детство-пресс, 2000. – с. 321.