Поделитесь этой страничкой

26 янв. 2021 г.

Хореографическое искусство как средство развития творческих способностей детей.

Майборода Елена Петровна, Орлова Екатерина Андреевна, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж», город Краснодар.

Аннотация:
В данной статье предлагается общий обзор творчества, детского творчества, вопросов развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства, в контексте основных проблем развития и становления личности ребенка в современном мире. Рассматриваются основные педагогические методы, используемые на занятиях по хореографии для развития творческих способностей детей, с учетом их возрастных особенностей. 

Ключевые слова: «творчество», «детское творчество», «творческие способности детей», «хореографическое творчество», «педагогические методы», «классический танец», «народный танец».

Мы живем в современном динамично развивающемся мире, и поэтому одной из важных задач педагогической методологии на современном этапе, является вопрос творческого развития подрастающего поколения. В обществе, в связи с появлением новых технологий, возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности.

Творчество – это деятельность, в результате которой создаётся продукт, отличающийся оригинальностью. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности в хореографии – это потребность самовыражения через движения под музыку, проявление коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии ребенка, умение импровизировать.

Детское творчество – это особая форма самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он познаёт что-то новое, отступая от привычных и знакомых ему способов изучения окружающего его мира, экспериментирует и создаёт нечто новое, особенное для себя и окружающих [Бояркина, с. 11].

Можно сказать, что в глобальном смысле творчество пронизывает всю историю человечества. В процессе творчества создаются новые продукты, отличающиеся оригинальностью. Все окружающее нас создано в процессе творчества: от колеса до машины, от идеи полёта до сложного летательного аппарата – самолёта.

Таким образом, творчество – это неотделимая часть человеческой деятельности, это самый внушительный и мощный импульс в развитии ребёнка. Творчество заложено в каждом человеке, каждый одарён творческими способностями и развивать их нужно с самого раннего детства. 

Развитие творческих способностей предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов.В первую очередь, необходимо отметить, что принципиально важно учитывать возрастные особенности, так как психологическое, физическое, эмоциональное развитие детей отличается.  На занятиях с детьми дошкольного возраста главный инструмент развития творческих способностей – это игра. В игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает и закрепляет новые навыки и знания. Основные педагогические методы в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по хореографии: словесный, наглядный и практический.В игру можно превратить практически любое упражнение. Бег по кругу на занятиях превращается в «стоп-игру». Задачи, решаемые в процессе игры: развить умение ориентироваться в пространстве (держать круг, интервалы), развитие внимания - слушать педагога, развить навык заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальное развитие – услышать конец музыкальной фразы. Игра на развитие музыкально-ритмического чувства: «торт» - режем музыку на кусочки. Задачи: услышать конец музыкальной фразы, отделить фразу от фразы хлопком, развить умение считать музыку [Алдошина, с. 1].

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового, продукт данной деятельности. Вопрос ценности, созданного ребёнком произведения искусства, имеет большое значение для ребенка, так как дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка

Дети младшего школьного возраста в своём психологическом развитии отличаются тем, что их мышление носит конкретно образный характер. Дети воспринимают образ движения в целом, не выделяя составных частей и отдельных технических моментов. В этом возрасте для развития творческих способностей ребёнка на занятиях по хореографии активно используются следующие методы:
1) Метод танцевального показа, при котором многократно показывается педагогом движения или танцевальная комбинация;
2) Метод устного изложения учебного материала, чтобы детям понять характер танцевальной лексики и усвоить хореографическую терминологию;
3) Метод познавательной деятельности (репродуктивный, проблемный, частично-поисковой), который применяется для осуществления коллективной творческой деятельности детей, которая так необходима для постановочной и исполнительской работы.

Дети среднего школьного возраста являются центральным звеном хореографического коллектива. Физически они более развиты и намного сильнее детей младшего школьного возраста. На занятиях с детьми среднего школьного возраста работа ведётся в форме сочинения танцевальных постановок, помогающих им понять смысл содержания танца, найти главные черты танцевального образа и т. д.

Особенность психофизического развития старшего школьного возраста состоит в том, что они могут сознательно управлять своим телом.Дети в этом возрасте стремятся к самореализации, они готовы развивать свои творческие способности как в коллективе, так и самостоятельно. Поэтому очень актуально наряду с традиционными педагогическими методами применять метод индивидуального подхода. При оценке творческой деятельности необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

Если схематично проследить этапы педагогического процесса, то можно отметить, что чем старше ученики, то тем большее значение в процессе овладения танцевальным мастерством приобретает сознательное управление учениками своим телом, контроль над мышечными ощущениями, а главное – осмысление того или иного технического, танцевального приёма (сначала в более конкретном, узком понимании его). Вслед за этим постепенно происходит усвоение общих закономерностей, на которых эти приёмы основаны, понимание взаимосвязи между ними, объединение их в единую картину танца. В соответствии с этим изменяется роль показа и объяснения, меняется их «качества», содержание, функции.

В век технологий и малоподвижного образа жизни, танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности. Танцевальное искусство подразумевает развитие у детей чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и артистизм [Янаева, 2015, с. 10].

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного, бального и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на развитие творческих способностей. Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика.

Классический танец представляет собой систему выразительных средств хореографического искусства, основанную на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. И это закономерно, поскольку классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет.

Классический экзерсис у станка важен, прежде всего, тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса.  Основная задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса и спины учащихся.

Экзерсис классического танца давно доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства. Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, косолапости и т.д. Вместе с тем, упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности внимания, то есть качеств, необходимых для современного подрастающего поколения в нашем обществе [Звездочкин, 2003, с. 2].

Помимо содействия физическому воспитанию учащихся классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у учеников основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев. Итак, основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Народный танец также является уникальным средством развития творческих способностей. Ведь народное творчество – основа, на которой создаётся и развивается профессиональное искусство, к нему вновь и вновь обращаются художники и артисты как к живому, неиссякаемому источнику вдохновения. Танцы, отражающие особенности характера и быта различных национальностей, возникли из народных игр и развлечений, тесно связаны с трудовыми процессами, религиозными обрядами и семейными праздниками. От старшего поколения они переходили к молодежи, которая, бережно храня наследие прошлого, в то же время вносило в него много своего, связанного с новым укладом жизни. В каждой стране, у каждого народа складывались свои характерные черты танца. 

Народный танец является одним из средств выражения национальной самобытности народа, его духа, темперамента, вместе с тем имеет большое воспитательное значение: помогает раскрыть и раскрепостить внутренние силы, через танец познакомиться с культурой других народов, проникнуться уважением к его традициям, освоить характер исполнения, стилевые особенности. 

Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения движений с музыкой[Гусев, 2012, с. 3].

Таким образом, классический танец и народный танец наиболее многогранно развивают творческие способности ребёнка, формируя эстетические взгляды, совершенствует физически, тем самым дают возможность к творческой самореализации, позволяют развить индивидуальные особенности качеств ребёнка, которые определяют успешность выполнения разнообразных творческих задач.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что роль хореографии в развитии творческих способностей детей достаточно велика на разных возрастных этапах. Для детей дошкольного возраста главный инструмент развития творческих способностей – это игра. В игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает и закрепляет новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию и память, учится размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая через хореографическое искусство неоценимый опыт общения. Для младшего школьного возраста хореографиясоздаёт уникальные возможности для самореализации ребёнка, пробуждения творческой фантазии, эмоционального раскрепощения и импровизации. В развитии творческих способностей подростков хореография формирует единство эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, что способствует развитию абстрактного мышления.

Хореография обладает огромными возможностями для гармоничного психического, физического и музыкального развития ребёнка.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что хореографическое искусство является важной составляющей в развитии творческих способностей детей.

Литература:
1. Гусев, Г. П. Народный танец: методика преподавания: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 608 с.
2. Звездочкин, В. А. Классический танец. Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры. – Ростов н/Д: «Феникс». Серия «Учебники и учебные пособия». 2003 – 416 с.
3. Янаева, Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы – М.: Релиз, 2015. – 340 с.
4. Алдошина, М. Развитие творческих способностей детей посредством занятий хореографией – 3 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-temerazvitie-tvorc heskih-sposobnostei-detei-posredstvom-zanjatii-horeografiei.html
5. Бояркина, А.А. Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии – 18 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/11/04/razvitietvorcheskih-sposobnostey