Пиминова Маргарита Сергеевна, Новикова Александра Борисовна, ГБПОУ КК КПК, город Краснодар.
Аннотация. В данной статье рассматривается хореографический вид искусства, его влияние на физическое развитие,способность укрепления мышц, развития физической выносливости и укрепления дыхательной системы, а также как средство умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Ключевые слова: Преподавание хореографических дисциплин, физическое и эстетическое воспитание.
Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучат актуально.
Хореография оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению её функциональных нарушений, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью хореографии у детей развиваются физические способности, укрепляется здоровье.
Хореография способствует укреплению мышц, развитию физической выносливости, укреплению дыхательной системы. Формированию правильной осанки, укреплению суставно-двигательного и связочного аппарата, развитию природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка.
Чем раньше ребенок начнёт заниматься хореографией, тем больше у него возможности приобрести определенные навыки, с помощью которых он сможет выразить свое настроение средствами хореографии. Главное на занятиях создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
В системе физического воспитания необходимо уделять внимание задачам формирования у детей: базы разнообразных движений, двигательной культуры, жизненно необходимых жестов, умения создавать двигательные образы, выразительности движений, двигательного воображения, фантазии. Всё это достигается при занятиях хореографией.
Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
С момента рождения и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни.
Занятия хореографией имеют большое значение для физического развития человека, так как это динамический процесс роста (увеличение длины, массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания человека.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Физическая нагрузка необходима в любом возрасте. С помощью хореографии у людей развиваются физические способности, укрепляется здоровье. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются.
Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости. Возможность адаптации человека к различной физической работе расширяется. Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета. Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Развитая мускулатура укрепляет позвоночный столб, предотвращая сколиоз, гиперлордоз и гиперкифиз. Кроме того, регулярные занятия, формируют правильную и красивую походку.
При увеличении силовых возможностей мышц и для профилактики от возникновения болей следует уделять большое внимание четкости выполнения движений с учетом индивидуальных физических особенностей танцовщика.Для укрепления мышц, суставов необходимо проводить гимнастику.
Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся на полу, то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т. п.
Партерная гимнастика воспитывает тело к классическому танцу. Она представляет собой особую систему упражнений, которые подготавливают к exercice классического танца. Партерные упражнения призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность, выворотности ног. Кроме этого, благодаря регулярным занятиям улучшаются показатели работы сердечно - сосудистой и дыхательной системы, позвоночник обретает гибкость, улучшается ловкость и точность движений. [Габриелова Е.В 1975 г.]
Она содействует укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию организма. Даёт людям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые в будущем для успешного освоения классического, народного, современного и других направлений танцев.
Основы классического танца.
В обучении основам классического танца происходит тренировка суставно-мышечного аппарата человека, выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Обучение классическому танцу начинается с exercice. В exercice разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Еxercice начинается у станка, затем, по мере усвоения движений, на середине зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися в exercice, должны поддерживаться постоянными тренировками, которые основываются на строгих методических правилах. Основные принципы прохождения курса классического танца: постепенность в развитии природных данных учеников, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса.
Основы народного танца.
Народный танец (характерный) в своем нынешнем сценическом виде во многом связан с классическим. Основной стилистический признак народного танца – в сближении его с плясовым народным творчеством, а технологический – в большей свободе рук, корпуса и ног, в выборе положений, поворотов и т.п. Благодаря системе и комплексу упражнений, с каждым занятием становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.
Именно занятие хореографией формируют у человека свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать. Через танцевальные движения развивается художественный вкус и творческое воображение, формируется внутренний духовный мир. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.
"Движения - это не такой пустяк. Уметь ходить, уметь стоять, говорить, уметь быть вежливым - это не пустое ... Умение встать - тоже много значит" (А.С. Макаренко).
Через танец воспитываются нравственные качества. Во время исполнения или просмотра танцевального номера у человека вызываются яркие эмоции, они учатся чувствовать характер и сопереживать, проявлять свое отношение, отличать хорошее от плохого и делать выводы.
Танец – это движение, а движение – это физический процесс, помогающий выразить эмоции и чувства. Обще-специальная и хореографическая подготовка с использованием современных методов совершенствования техники исполнительства будет способствовать повышению профессионального уровня исполнителей танца.
Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.
Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. [Колодницкий Г.А. 2000г.; с. 5].
Так же физическое развитие способствуют укреплению здоровья, снижению перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, художественный вкус.Свобода движений, свобода общения, свобода мышления. Танцы избавляют от комплексов и стереотипов. Танцы помогают весело и интересно выживать в современном мире.
Таким средством является хореография, ведь именно она позволяет, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создать стойкий интерес у людей к двигательной деятельности и положительно влияет на формирование правильной осанки.Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии.
Исходя из изученных возрастных особенностей физического развития и выявленных танцевальных упражнений, влияющих на оздоровительный процесс и физическое развитие. Можно сделать вывод, что роль хореографии важна и многогранна.
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе.Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, художественный вкус.
Хореография влияет на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости. Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.
Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета. Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает "выпадение" межпозвоночных дисков.Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду.
Таким средством является хореография, ведь именно она позволяет, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создать стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияет на формирование правильной осанки. Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния на физическое развитие детей, а так же их гармоничное развитие личности в целом.
Литература:
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.
2. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.
3. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – Москва, 2000. – 94 с.
4. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учебник / Ю. В. Менхин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384 с.
5. Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. – М., 1981. – с. 44-45.
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.
2. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.
3. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – Москва, 2000. – 94 с.
4. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика: учебник / Ю. В. Менхин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384 с.
5. Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. – М., 1981. – с. 44-45.