Поделитесь этой страничкой

26 янв. 2021 г.

ФГОС ДО: от дошкольника - «слушателя» к дошкольнику - «творцу».

Чаевская Виктория Валерьевна, Фёдорова Светлана Егоровна, МБДОУ «ДСОВ № 135», город  Братск.

Ключевые слова:
ФГОС ДО, личностные компетенции, инновационные технологии, мультипликация, образовательные области, индивидуальный проект ребёнка.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим  главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка [1].
  
ФГОС дошкольного образования предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, а стандарт начального образования обеспечивает признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса для достижения целей личностного, социального и познавательного развития младших школьников. Таким образом, на современном этапе развития образования детей  дошкольного и младшего школьного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества, и государства. Современное образование  ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределённых, проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими решать проблемы, направленные на совершенствование умений  оперировать знаниями,  на развитие интеллектуальных способностей детей.
   
С ростом технического прогресса, высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. Новые государственные образовательные стандарты требуют внедрения современных технологий в образовательный процесс[3]. Однако обозначение проблемы ничего не говорит о том, в каком русле должны развиваться личностные компетенции  дошкольников и младших школьников.

В последние годы современное телевизионное пространство заполонили мультфильмы, которые не соответствуют ни возрастным, ни ценностным ориентирам ребёнка-дошкольника, и рассчитанные в основном уже на школьников и взрослых. С сожалением приходится признать тот факт, что эти мультфильмы оказывают разрушительное действие на ребенка. Мультипликация, или анимация, — это вид современного искусства, который обладает чрезвычайно высоким потенциалом познавательного, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей старшего дошкольного возраста, а также широкими образовательно-воспитательными возможностями.     

Детская анимационная деятельность является инновационным направлением в современной педагогике в соответствии с ФГОС ДО и доступно каждому педагогу любой направленности[2]. С раннего возраста дети становятся «заложниками» рекламы, которая, по сути, представляет собой анимацию. С возрастом привязанность к анимационным объектам только возрастает, и данные объекты становятся одними из главных носителей информации, активно применяются в пользовательском интерфейсе. Освоение детьми информации с помощью цифровых технологий зачастую происходит без контроля взрослых. Дети 21 века не только живут в условиях повсеместного интернета и различных гаджетов, но и не представляют себя без них. Информатизацию общества остановить невозможно, но мы, взрослые, должны принять ведущую роль в вопросе доступа к цифровым технологиям и контролю качества получаемой ребенком информации, выделять положительную, полезную и отрицательную, негативную. Современный ребенок должен быть не только пассивным получателем положительной информации, но и ее «создателем» (уметь анализировать полученные данные и производить на их основе свой продукт).  Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, отвечающая требованиям ФГОС и позволяющая решать ряд задач в рамках дошкольной образовательной организации.
 
В соответствии  с  ФГОС ДО,  который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать следующие  задачи: речевого   развития  детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма — развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха); познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников); социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта — мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству); художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма); физического развития (развитие мелкой моторики рук). Таким образом, создание мультипликационного фильма – это интеграция образовательных областей: речевой, коммуникативной, познавательной, художественной, в результате которой дошкольник всесторонне развивается. Он учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Помимо этого дети знакомятся с историей искусств (в частности, кинематографа и мультипликации), азбукой театрального мастерства, учатся владеть словом (происходит развитие речи). При выборе той или иной мультипликационной техники дети учатся практически применять свои умения и навыки при создании персонажей из различных материалов. 
    
Создание тематических мультфильмов в рамках дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, креативность, гибкость мышления, познавательные способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности. Кроме того, создание мультфильмов детьми носит прикладной характер. Например, мультфильмы, посвящённые соблюдению правил дорожного движения имеют образовательную, воспитательную и развивающую ценность и могут использоваться в процессе обучения детей правилам поведения в окружающем мире[4].Совместная деятельность педагога с детьми не только сближает взрослого и ребёнка, но и даёт возможность привлечь родителей к образовательной деятельности своих детей (разучивание ролей, попытки самостоятельно организовать съёмочный процесс дома вместе с ребёнком и т. п.) 
  
Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий: плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога; фиксирование и учёт пожеланий детей; добровольность. Нельзя  заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли; грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах; сохранение атмосферы радости, творчества, доверия, взаимопомощи; использование на занятиях и дома широкого спектра видов деятельности, выделение при подведении итогов (занятия, месяца, проекта, конкурсов) множества номинаций, отражающих разные направления личностного становления, роста мастерства. Соблюдение данных принципов  обеспечит возможность быть успешными в чём — либо всем участникам проекта[4]. Основной упор необходимо делать не на достижение быстрых результатов, а на развитие интереса к предлагаемым видам деятельности, развитие общеучебных навыков, рефлексивной сферы, поиск детьми собственных путей совершенствования в творчестве, коммуникациях. Принципы оценки результатов обсуждаются заранее, ребята оценивают свою работу самостоятельно, чаще всего в сравнении со своими вчерашними результатами. При этом обсуждается не только практический результат, но и степень участия в общей работе, конструктивность и продуктивность взаимодействия; особо ценятся творческий подход и оригинальность идей;      постепенный рост степени самостоятельности детей во всех   видах деятельности; соблюдение порядка формирования навыков, обеспечивающих ребёнку возможность самостоятельно действовать на каждом этапе работы. Результатом работы в данном направлении можно считать индивидуальный  проект ребёнка, представленный  собственным мультфильмом.  Занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя - для чего они рисуют, лепят, мастерят, что является одним из составляющих в развитии инженерного мышления. В ходе работы над мультфильмом дошкольник  проходит несколько этапов: 

1.«Я - исследователь». Ребёнок знакомится  с имеющимися техническими средствами для создания мультфильма, (современная  мультстудия, цифровой фотоаппарат, камера).  Исследует их свойства (сходство и различие), возможности оборудования. 

2.«Я - конструктор».  На данном этапе дети  проявляют  свою креативность, уникальность. Они придумывает замысел или сценарий будущего мультфильма и выбирают  те технические средства, которые им больше всего подходят для воплощения замысла.

3. «Я - мастер». Это этап, где происходит   комплектация  своего  мастер - кейса необходимым   материалом в соответствии с видом мультфильма  (пластилиновый, кукольный, рисованный). 

4. «Я - творец» - это вершина мастерства, на которой ребёнок  представляет свой собственный продукт (мультфильм), Это своеобразный проект, который способствует самовыражению ребёнка, развитию  его самостоятельной творческой активности,  свободе выбора (от придумывания сюжета и изготовления  персонажей, до озвучивания и выбора оборудования для сьёмки).

Такой подход к организации деятельности детей позволяет ребёнку достичь больших высот   (сочетание художественной направленности и научно- технического творчества), способствует  гармоничному развитию. Ребенок не просто знакомится с новыми направлениями развития, а становится непосредственным творцом своих замыслов,  реализовывая  полученные знания на практике. 

Сочетание высокой познавательной активности и любознательности дошкольника с умением получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию, проявлять своё критическое мышление и креативность  ставит дошкольника на новую ступень развития.
  
Литература:
1.Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
2.Белая К.Ю. , Инновационная деятельность в ДОУ.  – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2014.-№6
4. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.