Поделитесь этой страничкой

1 окт. 2021 г.

Живи преподаваючи! – Булгучев Мурат Хамзатович.

Булгучев Мурат Хамзатович – доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ингушский государственный университет". 


Смена времён.
 
Чиркъи-Юрт знали, как люди там зарабатывают насущный хлеб честным путём. Прислушиваясь к поучениям высокообразованных в Ингушском Округе людей, они трудились, как и другие вейнахи [1], с большим усердием, уважая друг друга. В этом сельском поселении проживали знаменитые ингушские личности, как имам мечети Чемхильгов Исак-мулла Торко-Хаджиевич, шейх Чапанов Исак и др.

В разные времена со сменой власти менялись национальные адаты, комплексы людей: относительно ингушей что-то было хорошо, а что и не очень. Этот народ, проживающий в центре Кавказа, очень благочестивый. С приходом Советской власти религиозная вера людей стала падать, мужчины пристрастились к спиртному, ингушский эздел [2] соблюдался не всегда.

Вернувшись из Сибири после сталинской депортации, ингуши вновь занялись скотоводством. Работая в общественном хозяйстве, каждый правдами и неправдами с целью обойти установленные нормы содержания поголовья скота, держал и личную живность. Хотя работали государственные страховые компании, но всё же, падёж животного наносил крестьянской семье непоправимый урон. Поэтому при заболевании бурёнки или  бычка срочно вызывали ветеринарного врача.

Это древнее врачебное ремесло хорошо освоил Малсаг, окончив Назрановский сельскохозяйственный техникум. Придя во двор, где больная скотина, он сразу поручал.
 – Быстро отправьте мальчика в магазин, пусть покупает бутылку водки.

Его указание выполнялось беспрекословно. А он в то время делал вид, что внимательно изучает организм животного, воткнув себе в уши какие-то наконечники с резиновым продолжением, а животному сзади солидный градусник. Взяв у мальчика ёмкость с "чёртовой водой", Малсаг быстро раскупоривал её и половину вливал в горло больного животного, а другую часть прятал в карман.

Скотина, не понимая, что с ней происходит, бодрилась, напрягаясь всеми  мышцами, пыталась даже вскочить на ноги. Малсаг, увидев это, делая на лице лёгкую улыбку, говорил.
 – Приходит бурёнка в себя. Бог милостив.        

Выслушав огромную благодарность, радуясь деньгам, что сунули ему в карман хозяева, держа руку в другом кармане с водкой, ветеринар спокойно покидал двор. Правда, такие "подопытные" животные через два-три дня отправляли души на небеса.
 
 
[1] Вейнáхи – ингуши, мялхастинцы, орстхоевцы и чеченцы живут в РФ; бацбийцы, кистинцы, пшавы и хефсуры – в Республике Грузия. Проживают они и в других частях Евразии. После депортации сталинизмом в 1944 году в Казахстан и Среднюю Азию, несмотря на реабилитацию в 1956 году, там остались большие их диаспоры. В Турции проживает примерно 300 тыс. чеченцев и 150 тыс. ингушей, около треть из них – орстхоевцы. Из-за двух чеченских войн XX-XXI веков немалое число вейнахов появилось и в западноевропейских странах. Слово "вейнах" у них означает – наш народ. Все этносы говорят на одном языке с некоторыми диалектами.

[2] Эздел (инг.) – обладающий высокими духовными качествами, образец, форма для подражания, слепок, свод не писанных моральных и этических правил поведения, охватывает все сферы жизни вейнáха.