Поделитесь этой страничкой

2 окт. 2017 г.

Христианские ценности в произведениях Н. В. Гоголя

Никитин С. И., преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СМПК.


Молюсь о друзьях моих. Услыши, 
Господи, желанья и моленья их. 
Спаси их, Боже. Прости им, Боже, 
как и мне, грешному, всякое согрешение 
пред Тобою.
Н. В. Гоголь. Завещание.

Промыслом Божиим нам уготовано жить в удивительное и трудное время - время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания.

В этом контексте необычайно важно для нас духовное наследие Н. В. Гоголя, чей двухсотлетний юбилей мы отмечаем в этом году. "Гоголь, - по словам протоирея В. Зеньковского, - первый пророк возврата к целостной религиозной культуре, пророк православной культуры, ... он ощущает как основную неправду современности ее отход от Церкви, и основной путь он видит в возвращении к Церкви и перестройке всей жизни в ее духе".

Вся жизнь великого писателя свидетельствует о восхождении к высотам духа; но знали об этой стороне его личности только ближайшие к нему духовные лица и некоторые из друзей. В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков.

Жизнь Николая Гоголя с первого его момента была устремлена к Богу. Мать будущего писателя, Мария Ивановна, женщина набожная, нарекла его в честь святого Николая Чудотворца. Среди предков Гоголя по мужской линии были люди духовного звания – священники. Религиозное воспитание заронило в его душе особую чувствительность и самые высокие мысли, что нашло отражение в его литературном творчестве. Условно жизнь и творчество Гоголя можно разделить на два периода - 1840 год стал рубежным. 

Если брать нравоучительную сторону раннего творчества Гоголя, то в нем есть одна характерная черта: он хочет возвести людей к Богу путем исправления их недостатков и общественных пороков - то есть путем внешним. Вторая половина жизни и творчества писателя ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом - и таким образом, он идет путем внутренним. "Говорить и писать о высших чувствах и движеньях человека нельзя по воображению, нужно заключить в себе самом хотя небольшую крупицу этого, - словом, нужно сделаться лучшим" (Н. В. Гоголь, "Авторская исповедь").

Подлинным литературным дебютом Гоголя стали «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), принесшие ему известность. Одна из главных тем сборника – вторжение в человеческую жизнь демонических сил. Они могут выступать в комическом или устрашающем виде и принадлежат к разным культурным традициям: литературной (романтической, готического романа и др.) и фольклорной (украинские народные легенды, сказки, былички, вертепный театр), церковной и внецерковной (агиография, апокрифы). С потусторонним миром чертей, ведьм, колдунов активно взаимодействует патриархальный мир украинского фольклора: малороссийские парубки и дивчины, казаки, сельские дьячки. Нечистая сила может способствовать скорейшему заключению браков («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»), но если это определяется неправедным обретением богатства («Вечер накануне Ивана Купала») – гибель невинной жертвы и самого героя неизбежны. Связать силы зла помогает крестное знамение («Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»), оградить от них – монастырские  стены и обет молчания («Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть»). Однако, ни святая вода, ни подвиг отшельничества не могут окончательно воспрепятствовать злу на Земле. И только вмешательство Бога обеспечивает кару «великому грешнику» и всему его роду, хотя при этом и сама жертва-мститель лишается «царствия небесного» («Страшная месть»). У Гоголя добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. 

В 1835 году выходит в свет следующий сборник писателя «Миргород», который развивает многие темы и мотивы 1-го сборника Гоголя, в том числе мотив прямого столкновения человека с нечистой силой (повесть «Вий»). Герою повести поначалу помогают справиться с ведьмой «молитвы» и «заклятия против духов», но и «слово Божие», и крестное знамение, и магический круг, и место действия (церковь) оказываются бессильны, когда мстящая за свою смерть панночка призывает на помощь все силы преисподней. Причиной гибели героя является его недостаточная религиозная подготовленность к борьбе со злом. 
Православные традиции играют важную роль в раскрытии идейного замысла героической эпопеи «Тарас Бульба». Религиозный пафос данного произведения определяется вооруженной защитой Православия перед лицом прямой агрессии зла, попирающего основные духовные ценности оскорбленной «нации». Текст повести наполнен лексикой религиозного содержания. Казаки часто употребляют имя Божие, совершают крестное знамение, а в атаку идут со словами «За веру, за всех христиан»! В сцене расправы Тараса Бульбы над Андрием перед нами выступает образ убитого сына в виде барашка, олицетворяющего евангельского Агнца Божьего.      

В 1836 г. состоялась премьера сатирической пьесы Гоголя «Ревизор». В ней, при глубоком прочтении и осмыслении, как и в ранних произведениях писателя мы находим христианские аналогии. В своей пьесе Гоголь придал заключительной сцене с объявлением о прибытии «по именному повелению» действительного ревизора символическое значение, ибо правительство призвано быть «представителем Провиденья на земле». «Немая сцена» указывает на Высший суд, ожидающий каждого человека. Согласно традиции религиозной литературы, Евангелие уподобляется зеркалу, в которое постоянно должен смотреться каждый христианин. В соотнесении именно с этой традицией Гоголь в качестве эпиграфа к комедии использует народную пословицу: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». 

Духовные искания и религиозные устремления становятся определяющими в творчестве Гоголя 1840-ых годов. Именно в это время выходит сборник писателя «Невский проспект». Ни в одном из произведений сборника не была так глубоко раскрыта связь искусства с религией, как в повести «Портрет». В «Портрете» зло вторгается в человеческую жизнь через творение художника, подменяя высокие идеалы стремлением к богатству и успеху. Если в «Вечерах...» «антихрист» обладает властью только над человеческой душой, то теперь он «силится проникнуть во все», в том числе – в искусство, в творческий процесс, чтобы придать ему «адское направление». Противостоять «могущественному бесу» может только художник-монах, прежним попустительством которого демон и удержался в земной жизни. Пройдя путь покаяния и молитвы, автор портрета «антихриста» «весь повергся в религию», «обратился в религиозный пламень». Он стал не «тихим размышляющим отшельником», а «исполином» с «раскаленными мыслями» – борцом с демоническим злом. По мнению критика В. В. Гиппиуса, здесь Гоголь «в первый – и единственный – раз в своем творчестве дает религиозный тип. Во 2 редакции повести (1842 г.) Гоголь переносит акцент с внешней, исторической стороны борьбы со злом внутрь души художника, и главным здесь становится забота о сохранении ее чистоты: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». В «Портрете» автор так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта. И это не случайно. О напряжённой духовной жизни Гоголя свидетельствует его активная переписка с друзьями-литераторами. Из переписки С.Т.Аксакова мы узнаём, что летом 1840-го года Гоголь пережил духовную болезнь, после чего последовало «чудное исцеление», и он уверовал, что жизнь его «нужна и не будет бесполезна». Ему открылся новый путь постоянного стремления к улучшению в себе духовного человека и преобладания религиозного направления. С этих пор в Гоголе утверждается мысль, что небесные силы помогают ему на его поприще, растёт уверенность в «высшей власти» своего слова. В письмах его появляется учительный тон, звучат мессианские ноты.

Гоголь принимается за чтение книг духовного содержания. Находясь в это время за границей, в Италии, Гоголь обращается к друзьям с просьбой о присылке ему книг по богословию, истории церкви, русским древностям. Он читает творения святых отцов и журналы «Христианское чтение». Изучая религиозную литературу, глубоко проникаясь христианскими идеями, Гоголь «пришёл ко Христу», увидевши, по его мнению, что в нём «ключ к душе человека». В 1845-ом году Гоголь сообщает А.О.Смирновой о замысле будущей книги «Выбранные места из переписки с друзьями», столь необходимой, по его мнению, многим. Книга была написана быстро, - на одном дыхании: «Я действовал твёрдо во имя Бога, когда составлял мою книгу, во славу Его святого имени взял перо, а потому и расступились передо мною все преграды»…                                                                                                                            

Расположение писем в «Выбранных местах...» имеет продуманную композицию, следуя схеме Великого поста. Это путь христианской души от Прощеного воскресенья (в предисловии Гоголь просит прощения у всех соотечественников, собираясь отправиться в паломничество на Святую землю) через скорби (статья «Страхи и ужасы России») к «Светлому Воскресенью» (название последней статьи в книге). Идея служения, службы как жертвы – основная в «Выбранных местах...». Она объединяет раннее и позднее творчество Гоголя, все этапы его жизненного пути. В письме П. П. Косяровскому от 3 октября 1847 года Гоголь уверял: «Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу». Служить Богу и отечеству следует на любом «почти беззащитном поприще и незаметной должности», «участь всех равно завидна» (статьи «Чей удел на земле выше» и «Напутствие») – главное «исполнить честно долг свой», идет ли речь о «царе или последнем нищем». «Всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом», не стремясь «променять это званье на другое», иначе «Бог взыщет» (статья «Русский помещик»).

Очевидно стремление Гоголя призвать современников к всеобщему воцерковлению всех сторон и проявлений жизни: государственной, хозяйственной, частной; литературы, живописи, театра. Писатель отводит Православной Церкви и духовенству огромную роль в этом процессе. 

В заключение приведём слова, сказанные протоиреем Иоанном Восторговым на панихиде по Гоголю в 1903 году, в которых ясно видится смысл его духовного значения: «Вот писатель, у которого сознание ответственности пред высшею правдою за его литературное слово дошло до такой степени напряжённости, так глубоко охватило всё его существо, что для многих казалось какою-то душевною болезнью, чем-то необычным, непонятным, ненормальным. Это был писатель и человек, который правду свою и правду жизни проверял только правдою Христовой. Такие творцы по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии: они поддерживают благочестные и чистые литературные предания». 

Сочинения
1.Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М.: «Советская Россия», 1990. 
2.Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 2001.
3.Переписка Н. В. Гоголя. В 2 т. М., 1988; Духовная проза. М., 2001. 
4.Собрание сочинений Н.В.Гоголя в 9 т. М., 1994.

Литература
1. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002. 
2. Виноградов И. А. Гоголь – художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М., 2000. 
3. Воропаев В. А. Духом схимник сокрушенный...: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя в свете Православия. М., 1994. 
4. Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг. – М., 2002. 
5. Гиппиус В., Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994. 
6. Гоголь Н.В. и православие. Сборник статей о творчестве Н.В. Гоголя. – М., 2004.
7. Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. 
8. Золотусский. И. Гоголь. (Серия ЖЗЛ). – М., 1998.
9. Кулиш П. А. Записки о жизни Н. В. Гоголя, сост. из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем. М., 2003. 
10. Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989.