Поделитесь этой страничкой

8 июн. 2015 г.

Живи преподаваючи! - Истории Смирнова Сергея Петровича

Сегодня мы публикуем целый сборник историй, присланных нам преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Смирновым Сергеем Петровичем.

Мой стаж  работы в детских образовательных учреждениях 42 года.
Шутка и юмор неотделимы от человеческого общества независимо от стадии его развития и на любом отрезке его существования, каждый социальный слой общества имеет свою специфику в этой сфере. Юмор и шутка могут быть заранее срежиссированы и придуманы. Это характерно для профессиональных юмористов, таких как М. М. Жванецкий и др… Но такая часть нашего общества как дети «выдают» не менее оригинальные шутки, юмор и другие смешные сюрпризы, оставаясь при этом абсолютно серьезными, что вызывает особый интерес…

Даже в таком солидном заведении, как детская школа искусств, есть место различным комическим и забавным ситуациям. Приведенные здесь примеры подтверждают сказанное выше.

История 1:
Дети пишут сочинение по музыкальной литературе на тему «Русская музыка во второй половине XIX-го века». Вот цитата из одного сочинения: «Могучая кучка распалась. Одной из причин этому была высокая арендная плата за помещение, которое снимали «кучкисты» для своих собраний. Они зарабатывали мало, потому что их музыка приносила небольшой доход, так как не пользовалась спросом у населения» 
Отсюда видно, что ученик, «зашоренный» нынешними реалиями жизни, ни на йоту не сомневается, что во второй половине XIX века существовали какие-то другие отношения между людьми - финансовые, бытовые, творческие и т.д.

История 2:  
Игнорируя временные рамки между нашим днём и XVIII веком (почти 300 лет) ученик рассказывает эпизод из жизни великого австрийского композитора Йозефа Гайдна: «Поступив на работу аккомпаниатором к композитору и певцу Николо Порпора, Гайдн должен был исполнять и лакейские функции: вымыть пол, пропылесосить все ковры, сходить в супермаркет за продуктами и только после этого он мог получить ценные сведения от своего  хозяина по сочинению музыкальных произведений». 

История 3: 
С подобными хронологическими проблемами сталкивается и обучающаяся по классу хореографии К. на уроках истории хореографического искусства. Она часто задаёт ошеломляющие преподавателя вопросы. Во время изложения темы «П. И. Чайковский и М. И. Петипа - реформаторы русского балета» она задает вопрос: «А сейчас они (т. е. Чайковский и Петипа) над каким балетом работают?». Комментарии излишни… Даже объяснение преподавателем того факта, что этих гениальных людей нет на свете уже более ста с лишним лет вряд ли убедило ее.     

История 4: 
Из всего числа провинциальных школьников России в оперном театре побывали лишь единицы. Как бы доступно и понятно не рассказывал об истории оперы, о строении оперного спектакля, о том, что опера делится на акты (действия), нередко при закреплении материала некоторые из обучающихся отвечают так: «Опера может состоять из разного количества тактов. Существуют трёхтактные, четырёхтактные, реже пятитактные оперы». Слово «такт» доминирует в лексиконе ребёнка обучающегося музыке - отсюда и ответ… Вот такой непредсказуемый юмор бывает у нашего подрастающего поколения.

История 5: 
На уроке музыкальной литературы 1-го года обучения (вводный курс). Идёт знакомство с такими средствами музыкальной выразительности, как мелодия, и гармония. Попутно всплывает понятие «аккомпанемент». Преподаватель предлагает записать данное слово с устной подачи. В результате почти у всех обнаружились ошибки. Оригинальнее всех оказалось написание «АПОКАНЕМЕНТ».

История 6: 
Преподаватель рассказывает об опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». Речь идёт о заключительной, драматически насыщенной сцене Сусанина и поляков из IV действия.  Обучающиеся слушают очень внимательно. По окончании рассказа около минуты стоит полная тишина, которую разряжает голос ученика Д.: «А знаете, Сергей Петрович, если бы я был на месте Ивана Сусанина со всеми нынешними достижениями военной техники, действовал бы иначе: когда измученные походом поляки заснули, я по мобильнику вызвал бы спецназ, который повязал бы их всех спящими, надел наручники и отвел бы к царю Михаилу Федоровичу, а тот не глядя, расстрелял их из «Калашникова» со словами «Живи, Святая Русь»

Вывод: дети не научились мыслить понятиями и категориями прошлых времен. Жизнь и творчество композиторов-классиков у них освещается лучом сегодняшней, сложной и непредсказуемой, эпохи. По мере взросления и накапливания интеллекта и знаний стена непонимания другой жизни исчезнет, а юмор и шутки приобретут другие, не менее яркие краски.   

Понравились истории? - Делитесь (кнопочки внизу).
Знаете истории посмешнее? - Присылайте (условия здесь).